Новая образовательная среда
Что такое новая образовательная среда ?
Технической базой новой образовательной среды должны стать высокопроизводительные каналы передачи информации, связывающие между собой ВУЗы, школы, средние специальные учебные заведения, предприятия, организации и фирмы, заинтересованные в выпускниках ВУЗов и школ, а также серверы резидентов образовательной среды, поставляющие, поддерживающие и обновляющие порождаемую ими информацию.
Вузы выставляют на своих серверах информацию о специальностях, учебные программы, электронные мультимедийные курсы лекций, учебники, виртуальные лаборатории и лабораторные практикумы, задания для самостоятельных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, значительная часть которых сдается студентами в автоматическом режиме, а оставшиеся - в автоматизированном - при участии тьютора только в той части контроля, которая в принципе не может быть выполнена без участия человека.
Преподаватель любого ВУЗа, готовясь к новому учебному году, может воспользоваться всеми ресурсами образовательной среды как для эксплутатации, так и для формирования собственных модификаций учебных материалов, более продвинутых с его точки зрения, возвращая результаты своей работы в образовательную среду.
Приходя на лекцию, преподаватель может загрузить выбранную им лекцию (как правило мульмедийную - с эффективным использованием графиков, рисунков, схем, звука, реального видео и мультипликации) для проведения очередного занятия.
Студенты при самоподготовке также могут пользоваться всем богатством предоставленного образовательной средой материала. Практические, лабораторные и контрольные работы, зачеты и экзамены могут проводиться на ресурсах образовательной среды, указанных преподавателем как в указанное преподавателем, так и в удобное для студентов время.
Специально для средних учебных заведений ВУЗы выставляют на своих серверах требования к абитуриентам, программы для вступительных экзаменов, постоянно действующие учебные и контролирующие курсы, проводят профильные олимпиады. В свою очередь, потребители выпускников ВУЗов и СУЗов выставляют на своих серверах требования к знаниям умениям и навыкам своих потенциальных работников, проводят отбор и обеспечивают непрерывное образование своих сотрудников без отрыва от работы.
Имеется система профильных и проблемных учебных, учебно-методических и научных электронных журналов и средства электронного обсуждения достоинств и недостатков публикаций и всех других имеющихся в образовательной среде материалов.
Осуществлена интеграция с образовательной средой ближнего и дальнего зарубежья.
Какие преимущества она несет ?
Высокое качество среднего и высшего образования - основа для поступательного движения в будущее общества и государства.
Что нужно делать, что бы такая среда появилась ?
а) на уровне ВУЗов
- стимулировать морально и материально разработчиков электронных учебных пособий, выкладывающих свою работу в Интернет - на официальный рецензируемый сервер "виртуальных учебно-методических пособий ВУЗа
- признать на уровне ВУЗа электронную публикацию наравне с
традиционной
- создать производительные (до 100 Мбит/сек) внутривузовские коммуникации между компьютерами кафедр, учебных классов и лабораторий, научно-исследовательских и административных подразделений, лекционных аудиторий
- оснастить лекционные аудитории проекционным оборудованием для демонстрации мультимедийных лекций непосредствено с серверов сети ВУЗа
- организовать целенаправленное наполнение официальных серверов ВУЗа информацией для абитуиентов
- создать группы внедрения, поддержки и разработки инструментальных образовательных систем
- стимулировать морально и материально успешных разработчиков
инструментальных образовательных систем
б) на уровне межвузовских региональных объединений
- попытаться решать проблему создания производительных региональных межвузовских коммуникаций собственными силами с
привлечением средств местных органов власти, предприятий и организаций, заинтересованных в выпускниках вузов
- помогать включаться в эту систему средним и средним специальным учебным заведениям
- проводить межвузовские конкурсы на лучшие электронные пособия и внедренные / разработанные инструментальные образовательные системы с обязательным серьезным моральным и материальным стимулированием победителей
- создавать межвузовские сервера для наколения и распространения лучших учебных и учебно-методических материалов
- широко использовать возможности элекронной почты, достаточно эффективно функционирующей сегодня
- обратиться в руководящие ВУЗами государственные структуры (ВАК, ГКНТ, Минобразования) с предложениями по поэтапному внедрению новой образовательной среды в практику :
- создавать систему привлечения инвестиций в образование- создать государственный центр электронных учебных материалов, с правом рецензирования и признания на равных правах с опубликованными традиционным способом (при присвоении ученых степеней и званий) - в целях привлечения и стимулирования авторов электронных учебных материалов организовать автоматический подсчет рейтингов опубликованных электронных учебных пособий с обязательной пропорциональной ежегодной выплатой авторских гонораров - ежегодно проводить конкурс грантов на лучшие образовательные ресурсы среди ВУЗов с серьезным финансированием победителей на совершенствование своих электронных образовательных технологий - ежегодно проводить конкурс грантов на внедрение, сопровождение и/или разработку собственных инструментальных образовательных систем - создать сеть электронных научных и методических журналов - обеспечить завершение создания технической основы новой образовательной среды производительным включением межвузовских региональных сетей в INTERNET - материально содействовать развитию региональных межвузовских коммуникаций и электронных научных и методических объединений, серверов, журналов и т.д. - создать систему льгот и преференций коммерческим организациям вкладывающим средства в образовательные учреждения
Что уже сделал и делает ГГУ ?
1. Разработана и внедрена инструментальная образовательная система обладающая следующими полезными качествами и возможностями :
- не ограничена никакой предметной областью
- позволяет погружение в себя мультимедийных теоретических,
практических и контрольных материалов
- обеспечивает автоматическую и автоматизированную проверку
выполнения практических, самостоятельных и контрольных работ
- поддерживает работу как через WEB-технологии, так и
посредством электронной почты
- реально эксплуатируется с октября 1999 года для
- обеспечивает профильную подготовку школьников по- обучения программированию - обучения проектированию цифровых систем - проведения самых разнообразных олимпиад и конкурсов, включая конкурсы по программированию и проектированию цифровых систем, математические бои, решение шахматных задач, английский язык
2. Запущен региональный центр сети Unibel (университетов Беларуси) для доступа в Интернет гомельских вузов, школ и других образовательных учреждений.
К сожалению, сегодня производительность выхода в Интернет категорически не соответствует реальным потребностям региона.
Тем не менее, инструментальная образовательная система, созданная в ГГУ, при целенаправленном финансировании, имеет все возможности стать фундаментом региональной образовательной инфотеки - регионального центра накопления и распространения электронных учебных и учебно-методических материалов.